Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста по средствам экспериментирования - Тезисы ДОУ - Интернет - конференция - Каталог статей - ИМЦ Курган
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 22.12.2014, 05:35

Меню сайта
  • Воспитание и социализация
  • Главная страница
  • История ИМЦ
  • Контакты
  • Молодые кадры
  • Обратная связь
  • Гостевая книга
  • Методическая копилка
  • Документы
  • Библиотека ИМЦ
  • Редакционна-издательская деятельность
  • ПМПК
  • ДОУ
  • Эффективный педагогический опыт
  • Форум
  • Социальный педагог
  • Фотоальбом
  • Web-обзоры
  • Тестирование
  • Видео
  • Руководителям
  • К юбилею Победы в Великой Отечественной войне
  • Категории раздела
    Тезисы ДОУ [23]
    Тезисы ОУ [16]
    Тезисы УДОД [5]
    Поиск
    Статистика

    Онлайн всего: 0
    Гостей: 0
    Пользователей: 0

    Для красивого отображения этого блока требуется Flash Player 9 или выше.

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Интернет - конференция » Тезисы ДОУ

    Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста по средствам экспериментирования

    Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста по средствам экспериментирования

     Рогова Екатерина Александровна,

    Воспитатель МДОУ №105 г. Кургана

     В работе представлен материал по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста по средствам экспериментирования.

    В ней освещаются  теоретические  подходы по экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

    Что я слышу – забываю
    Что я вижу - помню.
    Что я делаю – понимаю.
     ( Конфуций).

    По мнению академика Н.Н. Поддьякова «В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».  

     Процесс познания - творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

    Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятие, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью – дошкольника.  Главное,  чтобы интерес к исследованиям со временем не угас.  

    В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем,  как, что будет, если…), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

    Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя – куклы. В уголках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми.

    Познавательные занятия, с элементами экспериментирования с детьми дошкольного возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий. Дети дошкольного возраста задают много вопросов  (от чего, почему, зачем).

    Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка  своей новизной, желанием познать неизвестной. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

     Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страж и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственно го развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все  другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.

    Организация детского экспериментирования возможна при наличии определенного уровня развития ребенка. Элементарные опыты и эксперименты направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Опыты помогают глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними, у ребенка развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предложения, делать выводы.

    В раннем детстве ребенок интуитивно знакомится с миром посредством ощущения, восприятия. Внимание детей двух лет привлекают самые разнообразные предметы. Малыш обследует объекты самыми разнообразными способами: вертит, крутит, трясет, бросает и др.

    Организация экспериментальной деятельности дошкольников. В работе с малышами необходимо учитывать следующие моменты:

    -     Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.

    -    Для детей дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных.

    -    За один раз можно рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях или один предмет с разными свойствами.

    Поэтому педагог сам отбирает содержание для выполнения следующих задач:

    v            Для детей 2-3 лет: Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познания причины и т.д.

    v            Для детей 3-5 лет: Продолжать развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы. Развивать познавательную активность.

    v            Для детей 5-7 лет: Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозирование событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.

    Задача воспитателя – создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.

    Обеспечить самостоятельное проведение опыта детьми (с небольшой подстраховкой воспитателя), соблюдение техники безопасности.

    В группах создаются лаборатории – место, где дети самостоятельно занимаются исследовательской деятельностью. Все оборудование для проведения опытов должно быть безопасно. Предметы, которыми пользуются дети: предметы разной фактуры, дерево, металл, бумага, ткань, сыпучие вещества, воронка, вода, песок, железные шарики разных размеров, стаканчики, магниты, нитки и т.д.

    Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.

    Воспитатель имеет предметы, которыми пользуется сам при проведении сложных опытов: пробирки, спиртовка, стекло. Он собирает интересные сведения, загадки, ситуации, которые может предложить детям в тот или иной момент. Содержание опытов должно быть интересным детям, доступным возрасту.

     

    Коллектив детского сада №105 «Якорек» работает по программе Т. Дороновой «Из детства – в отрочество». В нашем детском саду создана необходимая для проведения исследований развивающая среда – экспериментальная лаборатория, оснащенная специальным оборудованием, разнообразными материалами и т.д. В группах созданы условия для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира в соответствии с их возрастными возможностями.

     Мы знакомим детей с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.

    Чтобы систематизировать работу по экспериментированию, я приняла участие в творческой группе « Организация экспериментально – исследовательской деятельности дошкольников». Составила тематические и перспективные планы, разработала темы занятий в соответствии со временем года.

    С детьми играла с песком, снегом, водой, тестом; наблюдали за таянием снега, льда, замерзанием, кипением воды, используя предметы детского экспериментирования. Детям всегда интересно наблюдать, учим, их делать выводы.

    Знакомила детей с новыми видами и характеристиками движения, причинами и способами их измерения; скорость, направление.

    Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности совместно с родителями и детьми создали Уголок экспериментирования.

    Детям стало интересно не только наблюдать, но и исследовать.

    Ребенок самостоятельно может проводить несложные опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.

    Эксперименты мы проводим не только кратковременные, но и длительные.

    Прежде чем приступить к ним, мы вместе с детьми составляем план предстоящей деятельности.

    1.                  Выбираем объект исследования.

    2.                  Подбираем оборудование.

    3.                   Уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

    4.                  Определяем, для чего проводится опыт  (прогнозируем результат).

    5.                   Закрепляем, последовательность действий.

    6.                  Вспоминаем правила безопасности.

    7.                   Проводим эксперимент.

    8.                   Фиксируем результаты на карточках или в альбоме.

    9.                  Анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения).

    10.              Домашнее задание.

    С родителями и педагогами провела анкетирование и дала ряд рекомендации по организации экспериментирования. Чтобы заинтересовать родителей, обратить внимание на важность познавательного интереса, провела мастер – класс с показом опытов с магнитами и водой. В родительском уголке помещаю информацию с примерами опытов.

    Для того чтобы познавательная деятельность ребенка развивалась полноценно, рядом должны находиться добрые и внимательные взрослые сами обладающие широким кругозором, требовательные к своим поступкам, манерам, речи.

    Результатом в своей работе считаю проведения диагностики воспитанников по экспериментальной деятельности.

    Таким образом, познавательные занятия с элементами экспериментирования, как педагогическая система, способствует полноценному развитию ребенка – дошкольника.

    Категория: Тезисы ДОУ | Добавил: alex (24.02.2011)
    Просмотров: 7841 | Рейтинг: 5.0/3 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email:
    Код *:
    Форма входа
    Навигатор
    Даты

    Голосование завершено.
    Материалы конференции
    Друзья сайта













    Copyright МБУ КГ ИМЦ© 2007-2014
    Создать сайт бесплатно